Положение. Экспертный совет при правительстве рф

МИНИСТЕРСТВО СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

Об утверждении Положения об Экспертном совете по российскому программному обеспечению при Министерстве связи и массовых коммуникаций Российской Федерации


Документ с изменениями, внесенными:
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 22.01.2019, N 0001201901220024).
____________________________________________________________________


В соответствии с абзацем четвертым подпункта "а" пункта 7 постановления Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2015 года N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 47, ст.6600)

приказываю:

1. Утвердить прилагаемое Положение об Экспертном совете по российскому программному обеспечению при Министерстве связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

2. Направить настоящий приказ на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации.

Министр
Н.А.Никифоров

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
2 августа 2016 года,
регистрационный N 43067

Положение об Экспертном совете по российскому программному обеспечению при Министерстве связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

УТВЕРЖДЕНО
приказом
Министерства связи
и массовых коммуникаций
Российской Федерации
от 20 июня 2016 года N 269

I. Общие положения

1. Экспертный совет по российскому программному обеспечению при Министерстве связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (далее - Экспертный совет) является совещательным органом, образованным в целях проведения экспертизы при включении сведений о программном обеспечении в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр).

2. В своей деятельности Экспертный совет руководствуется Конституцией Российской Федерации , федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (далее - Министерство), настоящим Положением.

3. Экспертный совет взаимодействует со структурными подразделениями Министерства.

4. Экспертный совет осуществляет свою деятельность в соответствии с функциями на основе принципов законности, объективности, независимости и гласности результатов экспертизы.

III. Основные функции

5. Экспертный совет проводит экспертизу направленного Министерством заявления о включении сведений о программном обеспечении в (далее - заявление) и прилагаемых к нему документов и материалов, представленных заявителем посредством заполнения электронных форм на официальном сайте оператора реестра, а также принимает решение о соответствии или несоответствии программного обеспечения дополнительным требованиям к программам для электронных вычислительных машин и базам данных, сведения о которых включены в реестр российского программного обеспечения , утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 марта 2017 г. N 325 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 14, ст.2062; 2018, N 12, 1683) (далее - дополнительные требования).
приказом Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 19 декабря 2018 года N 722 .

6. Экспертный совет формирует и актуализирует информационную таблицу соответствия программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, классам программного обеспечения, предусмотренным Классификатором программ для электронных вычислительных машин и баз данных , утвержденным приказом Министерства от 01.04.2016 N 134 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 24 мая 2016 года, регистрационный N 42246).

7. По результатам проведенной экспертизы Экспертный совет готовит экспертное заключение, содержащее выводы о соответствии или несоответствии программного обеспечения требованиям, установленным пунктом 5 правил формирования и ведения единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных , утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2015 года N 1236 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 47, ст.6600) (далее - правила) и (или) дополнительным требованиям .
(Пункт в редакции, введенной в действие со 2 февраля 2019 года приказом Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 19 декабря 2018 года N 722 .

8. В состав Экспертного совета входят председатель Экспертного совета (далее - председатель), заместитель председателя Экспертного совета (далее - заместитель председателя), ответственный секретарь Экспертного совета (далее - секретарь) и члены Экспертного совета. Состав Экспертного совета утверждается приказом Министерства.

9. Общее число членов Экспертного совета составляет не менее 16 и не более 20 человек с правом голоса.

10. В состав членов Экспертного совета включаются представители:

федеральных органов исполнительной власти;

ассоциаций (союзов), членами которых являются российские организации, осуществляющие разработку и реализацию разработанного ими программного обеспечения и имеющие долю доходов от реализации разработанного ими программного обеспечения, его сопровождения, технической поддержки, адаптации, модификации не менее 50 процентов суммы всех доходов за календарный год (далее - ассоциации российских разработчиков программного обеспечения);

научных и образовательных организаций;

российских организаций, осуществляющих инновационную деятельность и (или) поддержку такой деятельности.

11. Число представителей федеральных органов исполнительной власти не может превышать 40 процентов общего числа членов Экспертного совета с правом голоса.

12. Не менее 50 процентов общего числа членов Экспертного совета с правом голоса включаются в состав Экспертного совета по предложениям ассоциаций российских разработчиков программного обеспечения. Предложения ассоциаций российских разработчиков программного обеспечения должны быть направлены в адрес Министерства на официальном бланке организации за подписью руководителя с прилагаемым списком кандидатов.

Решение о включении кандидатов, предложенных ассоциациями российских разработчиков программного обеспечения, в состав Экспертного совета принимает Министр связи и массовых коммуникаций Российской Федерации на основании всех предложений, официально поступивших в Министерство.

13. Председателем Экспертного совета является Министр связи и массовых коммуникаций Российской Федерации или иное уполномоченное им должностное лицо.

14. Заместитель председателя назначается Министром связи и массовых коммуникаций Российской Федерации из числа своих заместителей или руководителей структурных подразделений Министерства.

15. Председатель:

осуществляет общее руководство деятельностью Экспертного совета;

ведет заседания Экспертного совета;

распределяет обязанности между членами Экспертного совета и назначает ответственного члена Экспертного совета по проведению экспертизы заявления о включении сведений о программном обеспечении в реестр и прилагаемых к нему документов и материалов;

дает поручения секретарю и членам Экспертного совета;

назначает дату, время и место проведения заседания Экспертного совета, утверждает повестку заседаний Экспертного совета;

взаимодействует с оператором реестра по вопросам реализации решений Экспертного совета;

осуществляет общий контроль за исполнением решений, принятых Экспертным советом;

принимает меры по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов у членов Экспертного совета;

по поступившим в Министерство предложениям формирует состав Экспертного Совета с учетом в том числе профессиональной деятельности кандидата, его ученого звания, ученой степени.

16. Заместитель председателя:

исполняет обязанности председателя в его отсутствие;

по поручению председателя или в случае его отсутствия председательствует на заседаниях Экспертного совета;

исполняет иные обязанности по поручению председателя;

взаимодействует с членами Экспертного совета, а также с оператором реестра по вопросам реализации решений Экспертного совета.

17. Секретарь Экспертного совета:

входит в состав Экспертного совета без права голоса;

назначается председателем из числа сотрудников Министерства;

осуществляет организацию работы по подготовке заседаний Экспертного совета, осуществляет подготовку проекта повестки заседания Экспертного совета;

осуществляет сбор материалов по вопросам, подлежащим рассмотрению на заседании Экспертного совета;

проводит сбор и структурирование материалов, необходимых для подготовки заседания Экспертного совета, представленных членами Экспертного совета;

согласовывает с председателем повестку заседания и список материалов для рассылки всем членам Экспертного совета;

рассылает повестку заседания вместе с материалами за 3 рабочих дня до назначенной даты заседания Экспертного совета;

ведет протокол заседания Экспертного совета;

докладывает председателю о работе Экспертного совета в очередном порядке и (или) по запросу председателя;

выполняет иные обязанности по поручению председателя или его заместителя.

18. Члены Экспертного совета обязаны:

проводить экспертизу заявления и прилагаемых к нему документов и материалов в соответствии с распределением заявлений председателем с целью подготовки экспертной оценки о соответствии или несоответствии программного обеспечения требованиям правил ;

по поручению председателя проводить экспертизу других заявлений и прилагаемых к ним документов и материалов, которые ранее не были распределены председателем с целью подготовки экспертной оценки о соответствии или несоответствии программного обеспечения требованиям правил ;

соблюдать сроки подготовки экспертной оценки по документам заявителя (заявителей);

излагать в письменном виде особое мнение по вопросу, рассматриваемому на заседании Экспертного совета, которое должно быть приложено к протоколу заседания Экспертного совета;

вносить при необходимости предложения по формированию повестки заседаний Экспертного совета;

возглавлять сформированные при необходимости в составе Экспертного совета комиссии и рабочие группы;

участвовать в подготовке материалов по рассматриваемым вопросам;

информировать в письменном виде председателя/заместителя председателя/ секретаря о невозможности присутствия на заседании Экспертного совета в силу непреодолимых обстоятельств.

19. Состав членов Экспертного совета должен обновляться не менее чем на 1/3 ежегодно.

20. Экспертный совет вправе привлекать к своей работе консультантов на общественных началах.

21. Организационно-техническое и аналитическое обеспечение Экспертного совета осуществляет структурное подразделение Министерства, определенное Министром связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

22. В течение 4 рабочих дней с момента регистрации Министерством заявления председатель назначает ответственного эксперта по подготовке экспертной оценки, которая должна содержать выводы о соответствии или несоответствии программного обеспечения требованиям, установленным пунктом 5 правил . Форма экспертной оценки утверждается председателем.

23. В течение 1 рабочего дня с момента назначения председателем ответственных экспертов секретарь направляет всем членам Экспертного совета распределение зарегистрированных заявлений среди членов Экспертного совета и предоставляет доступ ответственным членам Экспертного совета к распределенным заявлениям путем размещениях их в личных кабинетах, созданных на официальном сайте оператора реестра. При наличии документов и информации, полученных по результатам запросов у органов государственной власти, секретарь направляет их вместе с распределением заявлений.

24. В течение 20 рабочих дней с даты получения распределения заявлений член Экспертного совета готовит экспертную оценку и размещает ее в своем личном кабинете, созданном на официальном сайте оператора реестра.

25. В течение 5 рабочих дней с момента направления членам Экспертного совета распределения зарегистрированных заявлений эксперт (эксперты), не назначенный(ые) председателем ответственным (ответственными) за проведение экспертизы, может (могут) обратиться к секретарю с просьбой о возможности выступить дополнительным(и) экспертом(ами) по проведению экспертизы по заявлению, указанному в распределении. В таком случае проект экспертного заключения будет формироваться, учитывая экспертные оценки двух и более экспертов.

26. По мере поступления экспертных оценок, но не позднее десятого рабочего дня с момента их поступления, секретарь готовит проект бюллетеней для голосования на заседании Экспертного совета с приложением поступивших экспертных оценок и передает их председателю.

27. На основании полученного проекта бюллетеней и приложенных поступивших экспертных оценок председатель назначает дату, место, время и форму проведения заседания Экспертного совета.

28. Секретарь не позднее чем за 3 рабочих дня до утвержденной председателем даты проведения заседания информирует членов Экспертного совета об утвержденной председателем повестке заседания, дате, месте и времени и форме его проведения. В случае проведения заочного заседания Экспертного совета с использованием информационно-телекоммуникационных технологий вместе с повесткой направляется информация, содержащая дату начала и окончания процедуры заочного голосования; электронный адрес, по которому принимаются заполненные бюллетени; разъяснение правил заполнения бюллетеней.

29. В течение 10 рабочих дней после даты проведения заседания Экспертного совета секретарь готовит проект протокола заседания Экспертного совета, в котором указываются дата, место и форма проведения заседания и (или) голосования; список членов, присутствовавших на заседании, привлеченных консультантов; список членов Экспертного совета, выразивших свое мнение в письменной форме; решения, принятые по каждому вопросу в форме экспертного заключения, содержащего выводы о соответствии или несоответствии программного обеспечения требованиям, установленным пунктом 5 правил , а также о его соответствии классу (классам) программного обеспечения, указанному в заявлении. При наличии бюллетеней, по которым проводилось голосование на заседании Экспертного совета, они прикладываются к протоколу. В протоколе не могут содержаться сведения, относящиеся к информации, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами.

30. Проект протокола с приложенными к нему подписанными членами Экспертного совета бюллетенями для голосования утверждается председателем.

31. Секретарь в срок не позднее 3 рабочих дней со дня проведения заседания Экспертного совета, на котором были выявлены недостоверность и (или) отсутствие сведений или документов, направляет заявителю (заявителям) по адресу электронной почты, указанному в заявлении, запрос о представлении в течение 30 рабочих дней соответствующих пояснений и (или) документов. Исчисление срока, предусмотренного абзацем первым пункта 21 правил , приостанавливается со дня направления секретарем указанного запроса до дня получения секретарем от заявителя (заявителей) запрошенных пояснений и (или) документов либо до дня истечения срока, предусмотренного для представления таких пояснений и (или) документов.

32. Заседания Экспертного совета могут проводиться как в очной форме путем личного участия, так и заочной путем использования информационно-коммуникационных технологий.

Решение о форме проведения заседания Экспертного совета принимается председателем.

33. Очные заседания Экспертного совета проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в три месяца.

34. Очное заседание Экспертного совета правомочно принимать решения, если в заседании принимает участие более половины членов Экспертного совета.

35. Решения Экспертного совета принимаются простым большинством голосов членов Экспертного совета, участвующих в заседании. Экспертный совет принимает решение путем открытого голосования. Члены Экспертного совета обладают равными правами при обсуждении вопросов и голосовании. При равенстве голосов решающим является голос председателя.

36. Заочные заседания Экспертного совета проводятся по мере необходимости.

38. Подписанный протокол Министерство через секретаря передает оператору реестра, привлеченному Министерством в соответствии с пунктом 6 правил , в течение одного рабочего дня со дня его подписания для размещения на официальном сайте оператора реестра.

39. Бюллетень для заочного голосования должен содержать следующую информацию: вопросы, выносимые на голосование, с графами для проставления отметок о голосовании членом Экспертного совета; фамилия, имя, отчество члена Экспертного совета, участвующего в голосовании; подпись голосующего члена Экспертного совета.

40. Решение Экспертного совета может быть принято путем заочного голосования (опросным путем) если в голосовании приняло участие более чем 2/3 членов Экспертного совета.

41. В двухдневный срок после окончания проведения заочного голосования секретарем оформляется соответствующий протокол.

VI. Конфликт интересов

43. В случае если выполнение обязанностей члена Экспертного совета может повлечь за собой конфликт интересов, способный повлиять на полноту и объективность принимаемых решений, член Экспертного совета обязан сообщить в письменной форме о конфликте интересов председателю, а также заявить самоотвод до начала проведения заседания Экспертного совета.

44. При наличии достаточных оснований, указывающих на конфликт интересов члена Экспертного совета, председатель рассматривает вопрос об отстранении члена Экспертного совета от участия в голосовании. По итогам рассмотрения вопроса председатель выносит мотивированное решение.

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Образовать Экспертный совет при Правительстве Российской Федерации.

2. Утвердить прилагаемое Положение об Экспертном совете при Правительстве Российской Федерации.

3. Министру Российской Федерации в установленном порядке внести в Правительство Российской Федерации предложения по составу Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации.

Председатель
Правительства Российской Федерации
Д. Медведев

Прим. ред: текст постановления опубликован в "Собрании законодательства РФ", 06.08.2012, N 32, ст. 4560.

Положение об Экспертном совете при Правительстве Российской Федерации

I. Общие положения

1. Экспертный совет при Правительстве Российской Федерации (далее - Экспертный совет) является совещательным органом и создается с целью организации проведения экспертизы экономических и социально значимых решений Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, правительственных, межведомственных комиссий и советов, а также с целью формирования вопросов со стороны институтов гражданского общества для обсуждения с Председателем Правительства Российской Федерации и по его поручению - с федеральными органами исполнительной власти.

2. Экспертный совет в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также настоящим Положением.

3. Экспертный совет при осуществлении возложенных на него задач взаимодействует с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, Министром Российской Федерации, Правительственной комиссией по координации деятельности открытого правительства (далее - Правительственная комиссия), иными правительственными и межведомственными комиссиями, советами, общественными объединениями, экспертными сообществами и другими организациями.


II. Задачи Экспертного совета

5. Основными задачами Экспертного совета являются:

А) обеспечение участия экспертного сообщества в процессе подготовки и реализации решений Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти путем:

Привлечения членов Экспертного совета к разработке и внедрению принципов и механизмов системы "Открытое правительство" в деятельность Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти;

Участия представителей Экспертного совета в заседаниях Правительства Российской Федерации по указанию Председателя Правительства Российской Федерации, правительственных и межведомственных комиссий и советов по решению их председателей;

Экспертной оценки проектов решений Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, результатов их исполнения, а также экспертного мнения по вопросам компетенции Экспертного совета;

Б) обеспечение общественного контроля за деятельностью федеральных органов исполнительной власти в форме:

Участия в разработке ключевых показателей эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти и предоставления заключения о результатах их исполнения;

Осуществления мониторинга эффективности расходов федерального бюджета;

Участия в обсуждении перечней консультационных и научно-исследовательских работ, осуществляемых в интересах федеральных органов исполнительной власти, государственных органов, а также в обобщении и анализе результатов указанных работ;

Рассмотрения и оценки общественных инициатив;

Участия в разработке и осуществлении процедур оценки внедрения принципов и механизмов системы "Открытое правительство".


III. Полномочия Экспертного совета

6. Экспертный совет осуществляет следующие полномочия:

А) создает рабочие группы для подготовки материалов на заседании Экспертного совета;

Б) запрашивает у органов государственной власти Российской Федерации и иных организаций материалы и документы, необходимые для проведения экспертизы;

В) осуществляет в пределах своей компетенции иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации и необходимые для осуществления экспертной и информационно-консультативной деятельности.

7. Члены Экспертного совета имеют право:

А) участвовать в мероприятиях, проводимых Экспертным советом, в подготовке материалов по рассматриваемым вопросам;

Б) вносить предложения, замечания и поправки к проектам планов работы Экспертного совета, повестке дня и порядку ведения его заседаний;

В) знакомиться с представленными в Экспертный совет документами, касающимися рассматриваемых проблем, высказывать свое мнение по существу обсуждаемых вопросов, замечания и предложения по проектам принимаемых решений и протоколам заседаний Экспертного совета;

Г) использовать в своей работе информацию, аналитические и иные материалы, полученные в результате экспертной деятельности.

8. Члены Экспертного совета обладают равными правами при обсуждении вопросов и голосовании. В случае несогласия с принятым решением они имеют право высказывать свое мнение, которое приобщается к протоколу Экспертного совета.

9. По рассмотренным вопросам Экспертный совет, его коллегия и рабочие группы принимают решения, которые оформляются протоколами заседаний Экспертного совета. Копии указанных протоколов направляются в Правительство Российской Федерации.

10. Решения Экспертного совета, его коллегии и рабочих групп принимаются, как правило, общим согласием. На основании предложения члена Экспертного совета по решению председательствующего может быть проведено голосование. В этом случае решение принимается большинством голосов участвующих в заседании Экспертного совета, его коллегии и рабочих групп, в том числе в режиме онлайн.


IV. Состав Экспертного совета

11. В состав Экспертного совета входят председатель Экспертного совета, заместители председателя Экспертного совета и члены Экспертного совета.

Из членов Экспертного совета формируется коллегия, которая состоит из 20 человек и является постоянно действующим органом Экспертного совета.

12. Отбор кандидатов в члены Экспертного совета осуществляется на основе гласности и добровольном участии в работе Экспертного совета.

13. При осуществлении процедуры отбора (рейтингования) кандидатов в члены Экспертного совета могут учитываться такие факторы, как наличие ученой степени и (или) звания, почетной степени и (или) звания, количество публикаций в научных журналах и иных средствах массовой информации, наличие представительства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), включая социальные сети, участие в деятельности общественных организаций, высших учебных заведений и научных институтов, а также признанный авторитет в профессиональном сообществе и репутация ответственного эксперта.

14. Членами Экспертного совета не могут быть лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, должности государственной и муниципальной службы.

15. Члены Экспертного совета осуществляют свою деятельность на общественных началах.

16. Порядок формирования Экспертного совета включает в себя 3 этапа.

На первом этапе Министром Российской Федерации направляется на рассмотрение Председателю Правительства Российской Федерации от 200 до 220 кандидатур для включения в состав Экспертного совета. Из их числа Председатель Правительства Российской Федерации утверждает кандидатуры 200 членов Экспертного совета, включая координатора Экспертного совета и его заместителя.

Координатор Экспертного совета и его заместитель организуют деятельность Экспертного совета до завершения его формирования.

На втором этапе на официальном сайте Правительства Российской Федерации и сайте "большоеправительство.рф" в сети "Интернет" размещается информация о втором этапе отбора экспертов в состав Экспертного совета и анкета кандидата (для заполнения в электронном виде). Одновременно соответствующая информация направляется в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления муниципальных образований с населением свыше 500 тыс. человек, Общественную палату Российской Федерации, общественные советы при федеральных органах исполнительной власти, политические партии, Российскую академию наук и отраслевые академии наук, в 20 ведущих российских высших учебных заведений, определяемых по совокупности государственных и общественных рейтингов, общественные объединения предпринимателей и профессиональные союзы, общественные объединения, имеющие сеть региональных представительств, а также в ведущие федеральные и региональные средства массовой информации.

Каждый из указанных органов, объединений, учреждений и организаций вправе представить до 10 кандидатов в Экспертный совет.

Из общего числа представленных кандидатур координатор Экспертного совета организует отбор кандидатов, номинированных наибольшим количеством указанных органов, объединений, учреждений и организаций. При равенстве полученных голосов учитывается количество факторов, по которым заявлены кандидаты.

Количество кандидатов, отобранных на втором этапе, не должно превышать 2000 человек.

На третьем этапе 2000 кандидатов, отобранных на втором этапе, проводят голосование (рейтингование) в режиме онлайн. Каждый из кандидатов может проголосовать не более чем за 220 кандидатов из списка.

Координатор Экспертного совета направляет на рассмотрение Председателя Правительства Российской Федерации 220 кандидатур, из числа которых Председатель Правительства Российской Федерации утверждает 200 членов Экспертного совета.

17. Формирование органов Экспертного совета осуществляется в следующем порядке:

А) члены Экспертного совета, используя указанный в пункте 16 настоящего Положения механизм голосования (рейтингования), избирают из своего состава 30 кандидатов в члены коллегии Экспертного совета;

Б) Министр Российской Федерации вносит 10 кандидатур в члены коллегии Экспертного совета из числа утвержденных членов Экспертного совета, но не вошедших в число кандидатов в члены коллегии Экспертного совета;

В) Председатель Правительства Российской Федерации из предоставленного списка кандидатур в члены коллегии Экспертного совета утверждает 20 членов коллегии Экспертного совета, председателя Экспертного совета и 2 заместителей председателя Экспертного совета из их числа.

18. Экспертный совет и коллегия Экспертного совета формируются на принципах ежегодной ротации. Состав Экспертного совета обновляется на 20 процентов 1 раз в год в следующем порядке:

Члены Экспертного совета по итогам календарного года определяют голосованием (рейтингованием) эффективность работы друг друга в рамках Экспертного совета. Каждый член Экспертного совета может проголосовать не более чем за 200 членов Экспертного совета;

Члены Экспертного совета, набравшие наименьшее количество голосов, выводятся из его состава;

Срок полномочий Экспертного совета составляет 3 года со дня формирования полного состава Экспертного совета.

V. Порядок проведения заседаний и принятия решений Экспертным советом

19. Коллегия Экспертного совета организует работу и определяет приоритетные направления деятельности Экспертного совета, в том числе утверждает планы работы, формирует рабочие группы и проводит экспертизу по поручению Председателя Правительства Российской Федерации.

Заседание коллегии Экспертного совета считается правомочным, если в нем принимают участие более половины всех членов коллегии Экспертного совета.

20. Председатель Экспертного совета:

Осуществляет общее руководство работой Экспертного совета, проводит заседания Экспертного совета, коллегии и при необходимости рабочих групп, а также общий контроль за выполнением планов работы и исполнением решений Экспертного совета;

Создает условия для коллективного обсуждения и решения вопросов, внесенных на рассмотрение Экспертного совета.

21. В отсутствие председателя Экспертного совета обязанности по его решению возлагаются на одного из заместителей.

22. Работа Экспертного совета осуществляется на регулярной основе в формате заседаний рабочих групп, а также обсуждения в сети "Интернет". Заседания Экспертного совета проводятся председателем Экспертного совета не реже 1 раза в полугодие.

23. К работе Экспертного совета, в том числе в сети "Интернет", могут быть привлечены эксперты, отобранные по результатам первого этапа формирования Экспертного совета, но не вошедшие в его состав, а также иные эксперты при наличии соответствующих решений председателя Экспертного совета и руководителей рабочих групп.

24. Заседания коллегии Экспертного совета проводятся не реже 1 раза в месяц.

25. Правом внеочередного созыва Экспертного совета и коллегии Экспертного совета обладает Председатель Правительства Российской Федерации.

26. План работы Экспертного совета является публичным и размещается на сайте "большоеправительство.рф" в сети "Интернет".

27. Организационно-техническое обеспечение заседаний Экспертного совета, его коллегии и рабочих групп осуществляется Аппаратом Правительства Российской Федерации.

28. Экспертный совет имеет бланк со своим наименованием.

УТВЕРЖДЕНО
Решением Общего собрания членов
Саморегулируемой организации
«Союз «Федерация Специалистов Оценщиков»
Протокол № 14 от «04» декабря 2018 г.

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ЭКСПЕРТНОМ СОВЕТЕ
САМОРЕГУЛИРУЕМОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
«СОЮЗ «ФЕДЕРАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ОЦЕНЩИКОВ»
(новая редакция)

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящее Положение об Экспертном совете саморегулируемой организации «Союз «Федерация Специалистов Оценщиков» (далее - Союз) разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности), иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом Союза и иными внутренними документами Союза.
1.2. Настоящее Положение устанавливает статус, цель деятельности, компетенцию и структуру Экспертного совета Союза (далее - Экспертный совет).
1.3. Экспертный совет является органом саморегулируемой организации оценщиков, созданным для обеспечения функции осуществления экспертизы отчетов об оценке объектов оценки (далее - отчет об оценке).
1.4. Экспертный совет в своей деятельности руководствуется нормами действующего законодательства Российской Федерации в области оценочной деятельности, в том числе Федеральным законом от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федеральными стандартами оценки, нормативными актами уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, а также внутренними нормативными документами Союза.

2. КОМПЕТЕНЦИЯ ЭКСПЕРТНОГО СОВЕТА

2.1. К компетенции Экспертного совета относится:
2.1.1. разработка единых требований к проведению экспертизы отчетов об оценке, условиям работы членов Экспертного совета и их квалификации;
2.1.2. проведение экспертизы отчетов об оценке;
2.1.3. оказание консультационной, методической и иной помощи субъектам оценочной деятельности, заказчикам услуг по оценке и экспертизе отчетов об оценке, а также иным лицам;
2.1.4. иные вопросы, связанные с деятельностью Экспертного совета.
2.2. Порядок проведения экспертизы отчетов об оценке устанавливается в стандартах и правилах Союза.
2.3. Экспертный совет осуществляет свою деятельность во взаимодействии с Дисциплинарным комитетом и Отделом контроля Союза, а также другими органами и структурными подразделениями Союза.

3. СТРУКТУРА И ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ ЭКСПЕРТНОГО СОВЕТА

3.1. Вопросы образования Экспертного совета, досрочного прекращения полномочий Экспертного совета или досрочного прекращения, а также избрания отдельных его членов относятся к исключительной компетенции Общего собрания членов Союза.
К исключительной компетенции Совета Союза относится:
- утверждение Положения об Экспертном совете, изменений и дополнений в данное Положение;
- утверждение (установление) дополнительных требований к членам Экспертного совета;
- представление Общему собранию членов Союза кандидатур для избрания в состав членов Экспертного совета Союза;
- приостановление деятельности членов Экспертного совета в порядке, предусмотренном внутренними документами Союза.
3.2. Экспертный совет формируется из членов Союза в количественном составе не менее 7 (Семи) человек.
3.3. Срок полномочий членов Экспертного совета составляет 5 (Пять) лет с момента образования. Члены Экспертного совета могут быть переизбраны в Экспертный совет неограниченное число раз.
3.4. Членами Экспертного совета могут быть члены Союза, соответствующие требованиям действующего законодательства Российской Федерации и дополнительным требованиям Союза к членам Экспертного совета.
3.5. Экспертный совет возглавляет Председатель Экспертного совета.
3.6. Председатель Экспертного совета и Заместитель Председателя Экспертного совета утверждаются Советом Союза из числа членов Экспертного совета.
3.7. Председатель Экспертного совета назначает Секретаря Экспертного совета из числа членов Экспертного совета.
3.8. Выявление факта несоответствия члена Экспертного совета требованиям Закона об оценочной деятельности, настоящего Положения, является основанием применения меры дисциплинарного воздействия в порядке, предусмотренном Законом об оценочной деятельности, актами уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, внутренними документами Союза.

4. ПРЕЗИДИУМ ЭКСПЕРТНОГО СОВЕТА

4.1. Президиум Экспертного совета (далее - Президиум) является коллегиальным рабочим органом Экспертного совета.
4.2. К компетенции Президиума относятся:
- разработка и вынесение на рассмотрение Совета Союза проектов документов по вопросам деятельности Экспертного совета;
- вынесение решения о проведении внеплановой проверки члена Экспертного совета, не соответствующего предъявляемым к нему требованиям Закона об оценочной деятельности, настоящего Положения, в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Российской Федерации, внутренними документами Союза;
- временное отстранение членов Экспертного совета от проведения экспертиз отчетов об оценке в случае выявления нарушений в их деятельности;
- рассмотрение апелляций на экспертные заключения, подписанные членами Экспертного совета;
- иные вопросы, предусмотренные законодательством Российской Федерации, Федеральными стандартами оценки, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также внутренними документами Союза.
4.3. Президиум формируется Советом Союза из числа членов Экспертного совета на срок, равный сроку полномочий Экспертного совета. Численный состав Президиума Экспертного совета определяется Советом Союза.
4.4. Президиум возглавляет Председатель Экспертного совета. Председатель ведет заседания Президиума, а в случае его отсутствия заседания Президиума ведет Заместитель Председателя Экспертного совета.
4.5. Президиум Экспертного совета собирается по мере необходимости.
4.6. В заседаниях Президиума Экспертного совета участвуют только члены Президиума, секретарь Экспертного совета и лица, приглашенные Председателем Экспертного совета.
4.7. Член Президиума Экспертного совета может участвовать в заседании Президиума лично или через своего представителя. Представитель в обязательном порядке должен состоять в Президиуме Экспертного совета, а его право на представление интересов должно быть подтверждено удостоверенной нотариально доверенностью.
4.8. Заседание Президиума Экспертного совета правомочно, если на нем присутствуют более половины членов Президиума.
4.9. Решения Президиума Экспертного совета принимаются простым большинством голосов членов Президиума, присутствующих на заседании.

5. ЗАСЕДАНИЯ ЭКСПЕРТНОГО СОВЕТА

5.1. Заседания Экспертного совета проводятся по мере необходимости, по инициативе Председателя Экспертного совета или органов управления Союза.
5.2. В заседаниях Экспертного совета принимают участие члены Экспертного совета, а также консультанты и иные лица, привлекаемые к его работе.
5.3. Член Экспертного совета может участвовать в заседании Экспертного совета лично или через своего представителя. Представитель в обязательном порядке должен состоять в Экспертном совете, а его право на представление интересов должно быть подтверждено удостоверенной нотариально доверенностью.
5.4. Решения Экспертного совета принимаются простым большинством голосов членов Экспертного совета, присутствующих на заседании.

6. ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЧЛЕНОВ ЭКСПЕРТНОГО СОВЕТА

6.1. Члены Экспертного совета в случае их привлечения в качестве экспертов для экспертизы отчетов об оценке обязаны провести такую экспертизу или мотивировать отказ от ее проведения.
6.2. Члены Экспертного совета обязаны:
- соблюдать требования законодательства в области оценочной деятельности, Порядка проведения экспертизы отчетов об оценке Союза, настоящего Положения и иных внутренних документов Союза;
- принимать участие в деятельности Экспертного совета, в том числе в заседаниях Экспертного совета;
- выполнять поручения Председателя Экспертного совета и его Заместителя в рамках их полномочий, в том числе проводить экспертизу отчетов об оценке, а также предоставлять членам Союза и иным лицам разъяснения по вопросам, связанным с проведением экспертизы отчетов об оценке;
- давать показания в суде по произведенной экспертизе на основании определения суда;
- отказаться от проведения экспертизы отчета об оценке в случае возникновения (в том числе на этапе проведения экспертизы) обстоятельств, препятствующих проведению объективной экспертизы отчета об оценке, а также при недостаточной профессиональной квалификации;
- обеспечивать сохранность документов, получаемых от заказчика экспертизы отчета об оценке и третьих лиц в ходе проведения экспертизы, в соответствии с Порядком проведения экспертизы отчетов об оценке Союза;
- провести полное исследование предоставленных материалов, давать объективное и обоснованное экспертное заключение по поставленным вопросам;
- указывать в экспертном заключении обоснование вывода по итогам проведения экспертизы отчета об оценке, подтверждающее сделанный вывод;
- давать разъяснения по вопросам, связанным с проведением экспертизы, и по экспертному заключению;
- уведомить исполнительные органы Союза о фактах оказания на него воздействия со стороны любых лиц в целях влияния на вывод (выводы), содержащийся (содержащиеся) в экспертном заключении;
- соблюдать конфиденциальность сведений, которые стали ему известны в связи с осуществлением экспертизы отчета об оценке, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
- соблюдать иные требования, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации.
6.3. Члены Экспертного совета имеют право:
- знакомиться с материалами, относящимися к предмету экспертизы, выписывать из них необходимые сведения или снимать копии;
- запрашивать у заказчика экспертизы и третьих лиц информацию, необходимую для проведения экспертизы отчета об оценке;
- уведомлять оценщика до момента передачи экспертного заключения заказчику о результатах экспертизы подписанного им отчета об оценке, если это не противоречит условиям договора на экспертизу;
- заявлять о необходимости привлечения к проведению экспертизы других экспертов;
- обжаловать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, действия, нарушающие права члена Экспертного совета;
- осуществлять иные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, Федеральными стандартами оценки, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и внутренними документами Ассоциации.
6.4. Члены Экспертного совета не вправе:
- осуществлять экспертизу отчетов об оценке, если деятельность в качестве эксперта приостановлена по решению Совета Союза в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации, нормативно-правовыми актами Российской Федерации, внутренними документами Союза;
- вступать в личные контакты с заинтересованными в результатах экспертизы лицами по вопросам, связанным с проведением экспертизы, ставящим под сомнение его незаинтересованность в ее результатах;
- использовать информацию, ставшую известной в ходе проведения экспертизы отчетов об оценке, в личных целях;
- выполнять иные действия, запрет на осуществление которых предусмотрен законодательством Российской Федерации в области оценочной деятельности и внутренними документами Союза.
6.5. Действия (бездействие) эксперта или экспертов Союза при экспертизе отчета, а также результаты экспертизы могут быть обжалованы заинтересованными лицами в Союз в порядке и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, или оспорены в судебном порядке.
6.6. Не допускается воздействие на эксперта Союза со стороны органа или лица, по чьей инициативе проводится экспертиза, оценщиков, участвовавших в составлении отчета об оценке, судей, а также любых органов, организаций, объединений и других лиц, заинтересованных в исходе экспертизы.
6.7. Союз, возместив убытки, причиненные заказчику, заключившему договор на проведение оценки, или имущественный вред, причиненный третьим лицам действиями (бездействием) оценщика или оценщиков вследствие установленного судом, арбитражным судом в соответствии с установленной подведомственностью, третейским судом нарушения требований Федеральных стандартов оценки, стандартов и правил оценочной деятельности Союза, в случае наличия положительного экспертного заключения, подготовленного и утвержденного в порядке, установленном внутренними документами, имеет право регресса к эксперту (экспертам), подписавшему (подписавшим) указанное экспертное заключение.

7. ПОРЯДОК ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ЭКСПЕРТНОМ СОВЕТЕ

7.1. Изменение в настоящее Положение вносятся в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и внутренними документами Союза.

8. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

8.1. Вопросы, не урегулированные настоящим Положением, разрешаются в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и внутренними документами Союза.

экспертной оценки проектов решений Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, результатов их исполнения, а также экспертного мнения по вопросам компетенции Экспертного совета;

б) обеспечение общественного контроля за деятельностью федеральных органов исполнительной власти в форме:

участия в разработке ключевых показателей эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти и предоставления заключения о результатах их исполнения;

осуществления мониторинга эффективности расходов федерального бюджета;

участия в обсуждении перечней консультационных и научно-исследовательских работ, осуществляемых в интересах федеральных органов исполнительной власти, государственных органов, а также в обобщении и анализе результатов указанных работ;

рассмотрения и оценки общественных инициатив;

участия в разработке и осуществлении процедур оценки внедрения принципов и механизмов системы "Открытое правительство".

III. Полномочия Экспертного совета

6. Экспертный совет осуществляет следующие полномочия:

а) создает рабочие группы для подготовки материалов на заседании Экспертного совета;

б) запрашивает у органов государственной власти Российской Федерации и иных организаций материалы и документы, необходимые для проведения экспертизы;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 25 июля 2015 г. N 758 пункт 6 дополнен подпунктом "б.1"

б.1) готовит заключения на разработанные федеральными органами исполнительной власти проекты законодательных актов, проекты актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, государственные программы Российской Федерации и иные документы в случае его привлечения к их подготовке;

в) осуществляет в пределах своей компетенции иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации и необходимые для осуществления экспертной и информационно-консультативной деятельности.

7. Члены Экспертного совета имеют право:

а) участвовать в мероприятиях, проводимых Экспертным советом, в подготовке материалов по рассматриваемым вопросам;

б) вносить предложения, замечания и поправки к проектам планов работы Экспертного совета, повестке дня и порядку ведения его заседаний;

в) знакомиться с представленными в Экспертный совет документами, касающимися рассматриваемых проблем, высказывать свое мнение по существу обсуждаемых вопросов, замечания и предложения по проектам принимаемых решений и протоколам заседаний Экспертного совета;

г) использовать в своей работе информацию, аналитические и иные материалы, полученные в результате экспертной деятельности.

8. Члены Экспертного совета обладают равными правами при обсуждении вопросов и голосовании. В случае несогласия с принятым решением они имеют право высказывать свое мнение, которое приобщается к протоколу Экспертного совета.

9. По рассмотренным вопросам Экспертный совет, его коллегия и рабочие группы принимают решения, которые оформляются протоколами заседаний Экспертного совета. Копии указанных протоколов направляются в Правительство Российской Федерации.

Решения Экспертного совета также могут быть оформлены в виде заключений на проекты актов, которые могут подписываться председателем Экспертного совета (заместителями председателя Экспертного совета), либо членами коллегии Экспертного совета, либо руководителями рабочих групп Экспертного совета, которые участвовали в подготовке соответствующего заключения.

В заключении на проекты актов отражаются:

а) дата составления заключения и его регистрационный номер;

б) основания для подготовки заключения;

в) информация о проекте акта, направленного на заключение;

д) выводы и их обоснование;

е) наименования документов, прилагаемых к заключению.

10. Решения Экспертного совета, его коллегии и рабочих групп принимаются, как правило, общим согласием. На основании предложения члена Экспертного совета по решению председательствующего может быть проведено голосование. В этом случае решение принимается большинством голосов участвующих в заседании Экспертного совета, его коллегии и рабочих групп, в том числе в режиме онлайн.

IV. Состав Экспертного совета

11. В состав Экспертного совета входят председатель Экспертного совета, заместители председателя Экспертного совета и члены Экспертного совета.

Из членов Экспертного совета формируется коллегия, которая состоит из 20 человек и является постоянно действующим органом Экспертного совета.

12. Отбор кандидатов в члены Экспертного совета осуществляется на основе гласности и добровольном участии в работе Экспертного совета.

13. При осуществлении процедуры отбора (рейтингования) кандидатов в члены Экспертного совета могут учитываться такие факторы, как наличие ученой степени и (или) звания, почетной степени и (или) звания, количество публикаций в научных журналах и иных средствах массовой информации, наличие представительства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), включая социальные сети, участие в деятельности общественных организаций, высших учебных заведений и научных институтов, а также признанный авторитет в профессиональном сообществе и репутация ответственного эксперта.

14. Членами Экспертного совета не могут быть лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, должности государственной и муниципальной службы.

15. Члены Экспертного совета осуществляют свою деятельность на общественных началах.

16. Порядок формирования Экспертного совета включает в себя 3 этапа.

На первом этапе Министром Российской Федерации направляется на рассмотрение Председателю Правительства Российской Федерации от 200 до 220 кандидатур для включения в состав Экспертного совета. Из их числа Председатель Правительства Российской Федерации утверждает кандидатуры 200 членов Экспертного совета, включая координатора Экспертного совета и его заместителя.

Координатор Экспертного совета и его заместитель организуют деятельность Экспертного совета до завершения его формирования.

На втором этапе на официальном сайте Правительства Российской Федерации и сайте "большоеправительство.рф" в сети "Интернет" размещается информация о втором этапе отбора экспертов в состав Экспертного совета и анкета кандидата (для заполнения в электронном виде). Одновременно соответствующая информация направляется в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления муниципальных образований с населением свыше 500 тыс. человек, Общественную палату Российской Федерации, общественные советы при федеральных органах исполнительной власти, политические партии, Российскую академию наук и отраслевые академии наук, в 20 ведущих российских высших учебных заведений, определяемых по совокупности государственных и общественных рейтингов, общественные объединения предпринимателей и профессиональные союзы, общественные объединения, имеющие сеть региональных представительств, а также в ведущие федеральные и региональные средства массовой информации.

Каждый из указанных органов, объединений, учреждений и организаций вправе представить до 10 кандидатов в Экспертный совет.

Из общего числа представленных кандидатур координатор Экспертного совета организует отбор кандидатов, номинированных наибольшим количеством указанных органов, объединений, учреждений и организаций. При равенстве полученных голосов учитывается количество факторов, по которым заявлены кандидаты.

Количество кандидатов, отобранных на втором этапе, не должно превышать 2000 человек.

На третьем этапе 2000 кандидатов, отобранных на втором этапе, проводят голосование (рейтингование) в режиме онлайн. Каждый из кандидатов может проголосовать не более чем за 220 кандидатов из списка.

Координатор Экспертного совета направляет на рассмотрение Председателя Правительства Российской Федерации 220 кандидатур, из числа которых Председатель Правительства Российской Федерации утверждает 200 членов Экспертного совета.

17. Формирование органов Экспертного совета осуществляется в следующем порядке:

а) члены Экспертного совета, используя указанный в пункте 16 настоящего Положения механизм голосования (рейтингования), избирают из своего состава 30 кандидатов в члены коллегии Экспертного совета;

б) Министр Российской Федерации вносит 10 кандидатур в члены коллегии Экспертного совета из числа утвержденных членов Экспертного совета, но не вошедших в число кандидатов в члены коллегии Экспертного совета;

в) Председатель Правительства Российской Федерации из предоставленного списка кандидатур в члены коллегии Экспертного совета утверждает 20 членов коллегии Экспертного совета, председателя Экспертного совета и 2 заместителей председателя Экспертного совета из их числа.

18. Экспертный совет и коллегия Экспертного совета формируются на принципах ежегодной ротации. Состав Экспертного совета обновляется на 20 процентов 1 раз в год в следующем порядке:

члены Экспертного совета по итогам календарного года определяют голосованием (рейтингованием) эффективность работы друг друга в рамках Экспертного совета. Каждый член Экспертного совета может проголосовать не более чем за 200 членов Экспертного совета;

члены Экспертного совета, набравшие наименьшее количество голосов, выводятся из его состава;

Срок полномочий Экспертного совета составляет 3 года со дня формирования полного состава Экспертного совета.

V. Порядок проведения заседаний и принятия решений Экспертным советом

19. Коллегия Экспертного совета организует работу и определяет приоритетные направления деятельности Экспертного совета, в том числе утверждает планы работы, формирует рабочие группы и проводит экспертизу по поручению Председателя Правительства Российской Федерации.

Заседание коллегии Экспертного совета считается правомочным, если в нем принимают участие более половины всех членов коллегии Экспертного совета.

20. Председатель Экспертного совета:

осуществляет общее руководство работой Экспертного совета, проводит заседания Экспертного совета, коллегии и при необходимости рабочих групп, а также общий контроль за выполнением планов работы и исполнением решений Экспертного совета;

создает условия для коллективного обсуждения и решения вопросов, внесенных на рассмотрение Экспертного совета.

21. В отсутствие председателя Экспертного совета обязанности по его решению возлагаются на одного из заместителей.

22. Работа Экспертного совета осуществляется на регулярной основе в формате заседаний рабочих групп, а также обсуждения в сети "Интернет". Заседания Экспертного совета проводятся председателем Экспертного совета не реже 1 раза в полугодие.

23. К работе Экспертного совета, в том числе в сети "Интернет", могут быть привлечены эксперты, отобранные по результатам первого этапа формирования Экспертного совета, но не вошедшие в его состав, а также иные эксперты при наличии соответствующих решений председателя Экспертного совета и руководителей рабочих групп.

24. Заседания коллегии Экспертного совета проводятся не реже 1 раза в месяц.

25. Правом внеочередного созыва Экспертного совета и коллегии Экспертного совета обладает Председатель Правительства Российской Федерации.

26. План работы Экспертного совета является публичным и размещается на сайте "большоеправительство.рф" в сети "Интернет".

27. Организационно-техническое обеспечение заседаний Экспертного совета, его коллегии и рабочих групп осуществляется Аппаратом Правительства Российской Федерации.

28. Экспертный совет имеет бланк со своим наименованием.

Экспертный совет при Правительстве Российской Федерации (далее - Экспертный совет, ЭС) - это негосударственный и некоммерческий коллегиальный орган, обеспечивающий независимую экспертизу проектов правительственных решений , а также подготовку для рассмотрения Председателем Правительства экспертных иницатив, которые могут лечь в основу таких решений.

ЭС является важным слагаемым системы Открытого правительства , реализующим один из ее основополагающих принципов - вовлеченность общества в обсуждение вопросов, рассматриваемых Правительством РФ. Эта вовлеченность позволяет обеспечить их всестороннюю проработку, выбрать наиболее приемлемые для всех и эффективные варианты действий.

ЭС работает и в реактивном (отвечая на запросы со стороны Правительства), и в проактивном (выявляя и формулируя спрос со стороны общества) режиме. В обоих случаях предложения Экспертного совета носят рекомендательный характер. ЭС не обладает правом законодательной инициативы.

Основ ными задачами Экспертного совета являются:

· обеспечение участия экспертного сообщества в процессе подготовки и реализации решений Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ);

· предоставление Правительству РФ своевременной и качественной экспертизы по рассматриваемым им вопросам;

· формирование вопросов актуальной с точки зрения экспертного сообщества повестки дня - для обсуждения с Председателем Правительства РФ и, по его поручению, - с федеральными министерствами и ведомствами.

Регулирование его работы осуществляется Правительственной комиссией по координации деятельности Открытого правительства и министром РФ по делам Открытого правительства (с 21 мая 2012 г. эту должность занимает М.А. Абызов). Министр может выступать модератором экспертных дискуссий, а также - как член Правительства РФ - формулирует спрос на экспертные заключения со стороны кабинета министров, но не руководит работой ЭС.

На базе Некоммерческого фонда «Аналитический центр "Форум"» (АЦФ) создан Проектный офис Экспертного совета (Проектный офис, ПО), который занимается организацией деятельности ЭС. Эта работа предполагает:

· организацию и модерирование экспертных обсуждений;

· методологическое и технологическое обеспечение этого модерирования;

· организацию работы Коллегии ЭС, определяющей его стратегическую повестку;

· формирование экспертных рабочих групп;

· обеспечение экспертов необходимыми материалами;

· обеспечение сроков подготовки документов;

· помощь в подготовке экспертных заключений и иных материалов, направляемых на рассмотрение в Правительство РФ;

· учет активности экспертов, в том числе при плановой ротации, а также агрегирование предложений по кандидатам на вступление в ЭС.

Фактически Экспертный совет функционирует как экспертный пул, не имеющий единого руководящего органа.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ

8 февраля 2012 г. Указом Президента Российской Федерации была создана рабочая группа по формированию в России системы Открытого правительства. 15 апреля 2012 г. итоги деятельности рабочей группы были обобщены и представлены Президенту в виде доклада, содержащего, в частности, предложение создать Экспертный совет при Правительстве РФ.

21 мая 2012 г. был утвержден состав нового кабинета министров. М.А. Абызов был назначен министром РФ по вопросам Открытого правительства.

Постановлением Правительства РФ от 26 июля 2012 г. №773 была создана Правительственная комиссия по координации деятельности Открытого правительства.

В тот же день вышло Постановление Правительства РФ №774, в котором была поставлена задача по образованию Экспертного совета . Первый состав ЭС был утвержден 6 августа 2012 года, и уже в сентябре 2012 года советом было подготовлено первое экспертное заключение.

Членами ЭС сегодня являются 363 эксперта , более 1500 человек работают в статусе привлеченных экспертов. Представителей органов власти в составе ЭС нет . Работа осуществляется на безвозмездной и ротационной основах.

Членами Экспертного совета могут стать физические лица , не состоящие на государственной, муниципальной и воинской службе, готовые на безвозмездной основе принимать участие в работе Экспертного совета. Иностранные граждане , лица с гражданством двух или более государств также могут быть членами ЭС, при этом они не привлекаются к рассмотрению вопросов, связанных с государственной тайной.

На протяжении календарного года ПО ведет учет активности каждого члена Экспертного совета, а также собирает новые заявки на участие в его работе, которые оцениваются как на уровне Проектного офиса, так и министром РФ. Сформулированные в результате этой работы предложения по ротации членов ЭС представляются на одобрение Председателя Правительства РФ. Попасть в список кандидатов можно:

· в результате выдвижения от федеральных и региональных органов исполнительной власти, Общественной палаты Российской Федерации, общественных советов при федеральных органах исполнительной власти, общественных объединений предпринимателей, Российской академии наук и отраслевых академий наук, ведущих российских высших учебных заведений;

· подав заявку лично по адресу [email protected] .

И при создании ЭС, и в процессе его обновления преследовалась и преследуется цель обеспечения баланса и репрезентативности представителей различных секторов экспертного сообщества - бизнеса, науки, некоммерческих организаций.

ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

Ключевыми принципами функционирования ЭС являются:

1) Реализация политики «открытых дверей». Правительство России принимает решения по широкому кругу вопросов, при этом в сформированном по итогам очередной ротации ЭС могут отсутствовать эксперты в какой-то определенной предметной области. Поэтому к сотрудничеству с ЭС могут привлекаться специалисты, формально не состоящие в Экспертном совете.

2) Комплексный подход. Экспертный совет стремится представить Правительству РФ всю палитру мнений по обсуждаемому вопросу, указать на максимально широкий спектр рисков и последствий предлагаемых решений. Поэтому приоритет в работе отдается коллегиальным формам работы. К участию в подготовке экспертных заключений приглашаются носители всех точек зрения на обсуждаемый вопрос. Если участники дискуссии не пришли к единой точке зрения, разница во мнениях отражается в экспертном заключении.

3) Добровольность участия. Участие в работе ЭС является добровольным, от нее можно отказаться как в ходе очередной ротации (проводится раз в два года), так и в период между ними.

4) Безвозмездность участия. Работа в ЭС не оплачивается, за исключением случаев проведения специальных исследований (например, социологических опросов).

5) Уважение заказчика. Заказчиком и потребителем услуг Экспертного совета является Правительство России. От членов Экспертного совета ожидается уважение к регламенту, планам и приоритетам его деятельности. В некоторых случаях требуется согласие на неразглашение информации.

6) Декларирование конфликта интересов. Организация коллегиальной и комплексной работы в целом позволяет нивелировать негативный эффект лоббирования в пользу отдельных групп интересов и подготовить качественный экспертный продукт.

Координацией работы экспертов занимается Коллегия ЭС. Согласно сложившейся практике, в состав Коллегии входят люди с опытом работы на уровне Правительства РФ, в том числе - на позициях консультантов/советников. На уровне Коллегии обсуждаются основные планы и предложения по совершенствованию процедур работы ЭС, тематика и повестка встреч с Председателем Правительства РФ. Также Коллегия обеспечивает координацию проактивной повестки ЭС, помогает отраслевым или узкоспециализированным рабочим группам поместить свою повестку в контекст работы Правительства в целом.

Проект основных направлений деятельности Экспертного совета ежегодно выносится Проектным офисом на обсуждение с Коллегией ЭС и министром РФ.

МЕХАНИЗМЫ И ПРОДУКТЫ

К основным механизмам ЭС относятся рабочие группы , сформированные по большинству направлений его деятельности. Каждая рабочая группа имеет своего руководителя из числа членов ЭС, утвержденного Коллегией и министром РФ. Группа формирует свобственную проактивную повестку и организует работу по повестке реактивной. В состав рабочих групп входят члены ЭС и иные эксперты, получившие приглашение от руководителя рабочей группы.

Как правило, состав рабочих групп утверждается решением министра РФ. Хотя госслужащие не могут быть членами Экспертного совета, в некоторых случаях они участвуют в работе групп, чтобы обеспечить оперативную связь с ведомствами или аппаратом Правительства РФ, в рабочем порядке осуществить согласование позиций. Это позволяет ускорить рассмотрение предложенных группой документов в соответствующих министерствах.

Зачастую экспертные коллективы формируются для реализации отдельных краткосрочных проектов Экспертного совета. Впоследствии, с учетом достигнутых результатов, на основе такого временного коллектива может быть сформирована отдельная рабочая группа со своей повесткой и постоянным составом участников.

Форматы работы группы по отдельным вопросам определяются в зависимости от сложности поставленных задач, доступности необходимого состава экспертов и степени срочности. Это могут быть:

Очные встречи экспертов на различных площадках;

Онлайн-опросы по теме, онлайн-обсуждения (например, проектов нормативно-правовых актов);

Совещания у министра РФ с участием экспертов;

Встречи членов Экспертного совета с Председателем Правительства;

Публичные мероприятия (форумы, конкурсы, конференции).

Основными продуктами ЭС являются экспертные заключения (реже - отчеты, протоколы) по отдельным вопросам, сформулированным в поручениях Правительства РФ. Заключения ЭС редко носят оценочный (положительный/отрицательный) характер. Чаще всего речь идет о конструктивных предложениях , направленных на повышение эффективности планируемых решений или процедур. Кроме того, Экспертный совет готовит системные доклады , зачастую носящие стратегический характер: например, об основных направлениях денежной и налоговой политики, о социально-экономическом прогнозе, методологии приоритизации государственных инвестиций, глобальных трендах и вызовах для России.

Большинство экспертных заключений публикуется в открытом доступе, на . Исключением являются случаи, требующие сохранения режима конфиденциальности.

МИРОВОЙ ОПЫТ

Известны различные варианты взаимодействия правительств с экспертными советами, в основном отличающиеся горизонтом прогноза и характером применяемых знаний.

Социально-экономические советы (СЭС) зачастую возникали как ответ на потребность в формализованном взаимодействии государства и уже достаточно структурированного общества. Именно поэтому, например, Le Conseil économique, social et environnemental, существование которого предусмотрено конституцией Франции, состоит из точно определенного числа представителей конкретных социальных и профессиональных групп: наемных работников, фермеров, ремесленников, общественников и т.д.

Советы экономических экспертов отличаются от СЭС не только большим горизонтом прогнозирования и более выраженным фокусом на экономическую проблематику, но и, как правило:

· существенно меньшим составом (например, 3 человека в американском Council of Economic Advisers, 8 - в австралийском National Sustainability Council);

· строгой ориентированностью на заказчика в виде руководства исполнительной власти.

Форсайтинговые (от англ. foresight - предвидение) группы и центры имеют наибольший горизонт прогнозирования, что не только требует от входящих в них экспертов глубоких теоретических знаний и визионерских способностей, но и определяет иную специфику их работы:

· обязательный учет глобального контекста;

· сценарный характер анализа;

· многообразие используемых инструментов;

· обновление прогноза на основе постоянного мониторинга.

ЭС при Правительстве РФ объединяет в себе отдельные черты всех упомянутых выше типов экспертных советов и даже обладает более широким функционалом. Так, например, экспертизе нередко подвергаются не только концепции нормативно-правовых актов (этим, как правило, ограничивается задача СЭС), но и сами тексты проектов соответствующих документов.

НОРМАТИВНЫЕ НОВАЦИИ

24 июля 2015 в Регламент деятельности Правительства РФ были внесены изменения, существенно расширяющие полномочия Экспертного совета. С этого момента:

· вынося любой вопрос на рассмотрение Правительства, каждый ФОИВ должен указать, требуется заключение Экспертного совета или нет;

· если ФОИВ считает, что заключение требуется, либо так считает Председатель Правительства, а также его заместители, вопрос передается в ЭС;

· ЭС должен представить свое заключение в течение 15 дней;

· если ФОИВ не согласен с экспертным заключением или его частью, вопрос выносится на рассмотрение Правительства в сопровождении перечня разногласий.

В такой конфигурации существенно усиливается ответственность как ФОИВ, который должен содержательно оценить потребность в независимой экспертизе, так и самого Экспертного совета, который должен предоставить такую экспертизу за две недели.

Решение о придании Экспертному совету большего аппаратного веса укладывается в контекст ранее принятого Правительством РФ решения о разработке «Стратегии-2030» именно на площадке ЭС.

ПРИМЕРЫ РАБОТ И ИХ РЕЗУЛЬТАТЫ

В 2014 году ЭС в инициативном порядке подготовил доклад о состоянии и перспективах инноваций в России («Инновации 2.0»). Доклад был одобрен Правительством РФ, а сам ЭС получил в дальнейшую разработку целый спектр связанных тем: анализ деятельности институтов инновационного развития, актуализацию Инновационной стратегии, «перезагрузку» работ госкомпаний в части их программ инновационного развития, подготовку нормативной и методологической базы по закупкам инновационной продукции, расширение налоговых льгот для бизнес-ангелов и т.д.

В мае 2015 года рабочая группа ЭС «Связь и информационные технологии» также в инициативном порядке подготовила заключение на предложение Российского союза правообладателей о введении « » . В данном случае РГ выступила единственной площадкой, которая смогла объединить позиции телеком- и интернет-компаний, крупных правообладателей, осуществляющих деятельность в сети Интернет. В подготовке отрицательного заключения приняли участие: «Ростелеком», «ВымпелКом», МТС, «МегаФон», «Теле-2» (в совокупности - более 95% телекоммуникационного рынка Российской Федерации), представители РАЭК, ООО «Спутник», «Яндекса», Ассоциации «Интернет-видео», НТЦ ИТ РОСА «Российские операционные системы» (в совокупности - более 90% интернет-отрасли и отрасли разработки программного обеспечения Российской Федерации), а также научного сообщества - Дипломатической академии МИД РФ, МГУ им. М. В. Ломоносова, ОАО «ГИПРОСВЯЗЬ». В июне 2015 года стало известно о том, что Президент РФ не поддерживает концепцию «глобальной лицензии».

Отрицательное заключение на законопроект, лишающий пенсии работающих пенсионеров, если их доход превышает 1 млн руб. в год, способствовало тому, что эта тема пока остается в режиме дискуссии. Критика законопроекта о локализации персональных данных привела к переносу срока вступления нового порядка в силу.

Анализ проекта Стратегии Почты России позволил пересмотреть закладываемую в этот документ модель развития банковских услуг. Отработка проекта закона «О промышленной политике» или инвестиционных программ в электроэнергетике - обеспечить большую прозрачность при реализации инвестиционных контрактов и программ соответственно.

Работа с проектами инвестиционных программ ряда электроэнергетических компаний позволила существенно сократить их объем. Например, программа ПАО «Россети» на 20015–2017 гг., первоначально запланированная в объеме 800 млрд руб., была скорректирована до 560 млрд руб. А программа ПАО «ФСК ЕЭС» (2015–2020 гг.) была оптимизирована с 563 млрд руб. до 400 млрд руб.

По итогам технологического и ценового аудита (ТЦА) ФСК было решено полностью отказаться от проекта Мильково - Усть-Камчатск сметной стоимостью 36 млрд руб.

Именно с подачи ЭС в Антикризисный план Правительства Российской Федерации был включен специальный иммунитет для учрежденных частными лицами компаний, годовая выручка которых не превышает 400 млн руб.: они не могут быть внесены в реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, обвиняться в злоупотреблениях и других нарушениях законодательства о конкуренции.

В феврале 2014 года Правительство РФ одобрило новую редакцию Кодекса корпоративного управления , разработанного при участии Экспертного совета. Документ содержит новации, в частности, в области защиты дивидендных прав акционеров, кардинального повышения прозрачности деятельности и роли совета директоров (в том числе в подконтрольных обществу компаниях), повышения роли независимых директоров, системы управления рисками и внутреннего контроля; существенных корпоративных событий и так далее.

В сентябре 2013 года Правительство утвердило Концепцию создания и развития механизмов общественного контроля за деятельностью субъектов естественных монополий , разработанную Экспертным советом при участии бизнес-сообщества и общественных организаций. Концепция предусматривает раскрытие субъектами естественных монополий показателей своих инвестпрограмм на едином ресурсе (gosuslugi.gov.ru), а также обсуждение этих инвестпрограмм и тарифообразования с участием советов потребителей.

В феврале 2013 года были приняты поправки в законодательство о промышленной безопасности , над которой Экспертный совет работал несколько месяцев. Эти поправки позволили как гарантировать искомую безопасность, так и снизить неоправданные расходы бизнеса, связанные с ее обеспечением. По оценкам предпринимателей, работа по-старому (это законодательство не обновлялось 15 лет) означала для бизнеса потери в 30% эффективности капвложений - около 1 трлн руб. инвестиционных затрат. В ряду важнейших новаций, предложенных экспертами, выделяется переход на четырехступенчатую классификацию промышленной опасности, в которой за каждым классом закрепляется определенный режим контроля. Фактически это начало перехода на риск-ориентированную модель государственного контроля и надзора, над которой эксперты работают сегодня.